Слинг и автобезопасность: опасная иллюзия

 

 

Вопрос о безопасности маленьких пассажиров стал актуальным почти сразу после начала массового выпуска автомобилей. Первые удерживающие устройства, прообразы современных автокресел,  появились уже 80 лет назад – в 1935 году,  а в 1959-м ООН подписала Соглашение о детской безопасности.

Автокресло для новорожденных  в привычном нам виде анатомичной люльки, обладающее внутренними ремнями и устанавливающееся против хода движения, было изобретено на основе ложемента для космонавтов профессором Бертилем Алдманом, работающим совместно с Volvo.
Сегодня автокресло – обязательный атрибут семьи с ребенком. В магазинах можно найти кресла для любого бюджета, результаты испытаний (краш-тесты) доступны в поисковых системах, все больше возможностей взять кресло напрокат для разовых поездок или вызвать такси с креслом. Это прекрасно. Но этого мало.

 


Мы живем во время смены приоритетов и формирования нового мышления. Отличный пример: еще во времена нашего детства мало кто пристегивался при поездке, сейчас это делает большинство водителей и пассажиров. Автокреслам до повсеместного распространения среди российских родителей предстоит еще долгий путь.
Европа и Америка пошли по пути жестких штрафов за нарушение правил безопасности. Более того, ребенок не будет выписан из роддома, если перед поездкой домой он не будет размещен в автокресле.
Статистика аварий с участием детей наглядно доказывает необходимость дополнительной защиты ребенка в поездке.

Дорожно-транспортные происшествия являются первой причиной гибели детей в возрасте от 1 года до 14 лет. Однако детские удерживающие устройства способны изменить грустную статистику к лучшему. Так, за 10 первых месяцев 2014 года в Перми было зарегистрировано 232 ДТП с участием детей. В 80 случаях дети были пассажирами автомобилей. Детское удерживающее устройство использовалось в 58 случаях и спасло жизнь и здоровье 60 детей, которые отделались незначительными травмами. И,  напротив, неиспользование автокресла стало сопутствующей причиной гибели 1 ребенка.


Жизнь заставляет нас быть мобильными, особенно в условиях слабо приспособленной для родителей с колясками инфраструктуры. Узкие лифты, лестницы, неудачные пандусы, а то и вовсе их отсутствие, негативное отношение к коляскам в общественных местах – все это вместе, умноженное на желание не разлучаться с ребенком,  дало толчок развитию слингоношения. 

Слинги, эргономичные рюкзаки  - это мягкие тканевые переноски.
Пожалуйста, перечитайте предыдущее предложение еще раз.
Пере – НОС-ки.
Слинги предназначены для того, чтобы в них носить детей.
А не возить.
Средняя скорость матери с ребенком – 3-4  км/час.
Ездят ли автомобили с такой скоростью?
Защищенность ребенка в слинге, плотность притягивания, поддержка головы, оперативная реакция матери на действия малыша – все это опасная иллюзия, когда слинг используется вместо автокресла.
Ткань слинга не выдержит резкую нагрузку в ДТП.
Мягкая поддержка шейного отдела не убережет хрупкий позвоночник при ударе.
Тело матери станет убийственно тяжелым для малыша.
Ребенок в слинге в автомобиле находится в такой же опасности, как и просто на руках. Если мама пристегнулась ремнем безопасности поверх ребенка – она просто раздавит его, если ремень проведен между мамой и ребенком – ткань слинга не выдержит. Не имеет значения, примотан ребенок лицом вперед или назад. Как пишут эксперты информационного ресурса avtodeti.ru, “Если рюкзак рвётся, то ребёнок вряд ли улетит, но упадёт спиной вперёд на колени взрослого, т.к. верхняя часть рюкзачка скорее порвётся/сломается, чем нижняя, а нижняя ещё и зафиксирована на теле взрослого. При этом он может: удариться затылком о впереди расположенное препятствие; может сломать шею, если это препятствие окажется слишком близко; может удариться теменем о препятствие (если успеет упасть на колени взрослого и продолжит движение вперёд, скользя по коленям) и получить компрессию позвоночника; может сломать шею, если в момент падения на колени взрослого под телом и плечами ребёнка колени будут, а под головой их не будет.
Если рюкзак не рвётся, то у ребёнка происходит "нырок головой" назад, что ещё вероятнее приведёт к перелому шейного отдела позвоночника, чем "нырок головой" вперёд”.
Посмотрите, как это происходит.
http://www.youtube.com/watch?v=NUUKW9yvvFw

Как совместить использование слинга и автокресла?
* Используйте переноски и намотки, позволяющие быстро достать ребенка и устроить его снова в слинге без перематывания: крест под карманом, простой крест в слинге-шарфе: слинг с кольцами, слинг-карман. При определенном опыте это возможно и в других видах слингов.
* Заранее продумывайте свои действия в поездках: в какое время удобнее ехать, как развлечь ребенка в поездке.
* В холодное время года надевайте на малыша легкую пластичную одежду, удобную и для слингоношения, и для автокресла. Хороший вариант – флисовые комбинезоны с удлиненными штанинами и рукавами.
* Не доставайте ребенка из автокресла во время движения. Не останавливайтесь во время движения для того, чтобы покормить ребенка, кроме парковок. Достаточно большое количество ДТП происходит в тот момент, когда в стоящую на обочине машину врезается другая.
* Не доверяйте “универсальным” приспособлениям, которые продаются для одновременного использования в машине  - как автокресло и на улице - как слинг. Подобные товары не обеспечивают безопасности ребенка в обоих случаях.


Огромную роль в распространении информации об автокреслах принадлежит совместной работе ГИБДД и активистов. Во многих городах вопросы автобезопасности рассматриваются на курсах для будущих родителей, наряду с подготовкой к родам и грудному кормлению. Есть опыт работы инспекторов непосредственно в роддомах и женских консультациях.

В Екатеринбурге не так давно была проведена акция, в ходе которой нарушителям Правил дорожного движения по автокреслам показывались возможные последствия таких нарушений.
Посмотрите это видео и покажите тем, кто возит своих детей без автокресла.
http://www.youtube.com/watch?v=kbb1WpqEGBQ


Выберите мобильность для себя: используйте слинги и рюкзачки для пешего передвижения. А для безопасности ребенка в автомобиле: перевозите малыша только в автокресле!

Ольга Плескань, слингоконсультант.
Светлана Новикова, консультант по детской безопасности.
При участии Андрея Валерьевича Нижегородова, начальника отделения пропаганды БДД отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми.