Теория привязанности

 

 

Автор: доктор Хенрик Норхольт

Помимо хорошего здоровья, ничто, вероятно, не играет такой роли в обретении счастья в семье, как привязанность родителей и ребенка друг к другу. Мироощущение и взрослого, и малыша сильно зависят от глубины и качества отношений, которые складываются у них  как внутри пары, так и с окружающими.

 

Неудивительно, что этот аспект человеческой жизни – способность формировать хорошие отношения и надежную привязанность к другим людям – вызывает интерес исследователей области развития чувств. Понадобились тысячи лет, чтобы понять, почему некоторые люди имеют крепкие привязанности и надежные отношения, а другим приходится постоянно бороться, стараясь создать устойчивые связи с миром. Для матери, вероятно, самое важное открытие – это осознание всей глубины влияния, которое она и ближайшие члены семьи оказывают на ребенка. Основа привязанности и отношений закладывается в первый год жизни и продолжает формироваться под влиянием действий матери на протяжении всего раннего возраста.

Каждый ребенок от природы обладает уникальными генетическими особенностями и темпераментом, некоторые дети одарены больше других. Но исследования показывают, что подобные факторы становления личности не остаются неизменными. Они довольно гибки и зависят от того, как именно родители и другие люди, ухаживающие за малышом, взаимодействуют с ними изо дня в день. Таким образом, первые несколько лет после рождения ребенка создают базу его умения строить отношения в течение всей жизни.

К счастью, ежедневные действия взрослых, необходимые для формирования надежной привязанности, возникают, как сказало бы большинство женщин, интуитивно. При этом теория привязанности особенно подчеркивает необходимость адекватно, своевременно и последовательно реагировать на потребности малыша.

Например, если ребенок голоден, он должен получить достаточное количество молока в то самое время, когда он подает знак, что хочет есть. Не нужно предлагать ему взамен чистый подгузник. Игнорирование основных потребностей, - когда, например, малышу не хватает молока или, напротив, мама пытается кормить его насильно, или откладывает кормление, потому что занята чем-то важным, - все эти не большие, но повторяющиеся нарушения вызывают стресс у ребенка. Они же повлияют на его восприятие мира и ожидание того, что мир в целом будет безопасным и дружелюбным.

Став постарше, ребенок, следуя заложенной программе, сам начинает стремиться к невербальному взаимодействию с мамой. Такое взаимодействие жизненно важно для созревания нейронных связей. Постоянное оставление приглашений к игре без внимания значительно искажает внутреннюю модель отношений малыша с окружающими.

Каждая мать желает лучшего для своего ребенка, но, несмотря на это, как минимум треть детей испытывает недостаток привязанности. Почему? По-видимому, в жизни матери существует целый ряд факторов, влияющих на отношения между ней и ребенком. К ним относятся необходимый отдых и питание, изначально положительный или благополучно пережитый опыт родов, налаженное грудное вскармливание, эмоциональная поддержка и практическая помощь близких, возможность отдохнуть от заботы о ребенке. Важно и ощущение собственной состоятельности в качестве матери или примирение со своими детскими переживаниями, реалистичные представление о себе и о ребенке.  Необходимо также понимание особенностей темперамента ребенка и умение им соответствовать.

Чем больше этих факторов отсутствует, тем больше риск, что возникающая привязанность окажется ненадежной. Один из возможных способов улучшить ситуацию, пока еще относительно мало изученный, – поддержание продолжительного контакта с малышом посредством ношения его на себе с помощью различных переносок. Одно, хотя и небольшое, но тщательно разработанное исследование показывает, что это может помочь матери справиться со многими провоцирующими стресс ситуациями, которые в обычных обстоятельствах вызвали бы ослабление привязанности.

Усилия ученых в последние двадцать лет помогли лучше понять и роль ряда гормонов, которые способствуют установлению привязанности и возникновения любви матери к ребенку. Окситоцин, один из этих гормонов, выделяется, в частности, во время кормления грудью и при наличии контакта «кожа к коже». Он снижает уровень гормонов стресса, стимулирует материнское поведение.

Таким образом, ношение детей на себе повышает уровень антистрессовых гормонов у взрослого и ребенка. Кроме того, это помогает матери присутствовать «здесь и сейчас» для своего малыша и успокаивает его, а значит, он может направить свои силы на невероятно энергозатратные процессы развития первого года жизни.

 

Оригинал: http://blog.ergobaby.com/2010/09/attachment-theory/

Перевод: Елена Ермакова

Редактура: Екатерина Сокольцева