Миф о ручном ребенке

 

Хочу на ручки!

Священный ужас перед перспективой вырастить «ручного» ребенка – не более чем устоявшийся миф, который успешно развенчивает слингоношение.

Маша и Аня не были подругами, но так сложилось исторически, что они почти одновременно вышли замуж за двоих друзей, почти одновременно родили и волей не волей стали бывать друг у друга в гостях. Однажды Аня пришла к Маше с месячной дочкой, устроенной в новеньком слинге.

- Да ты что, - ахнула Маша, которая была постарше и уже вырастила одного сына. – Зачем тебе такой геморрой! Делать нечего, таскать все время, да еще в такую жару! Нет, нет, давай развязывай это, клади ее к моему Бориске на кроватку!.. Смотри, как хорошо лежит, не плачет, не беспокоится…

Смущенная Аня уступила напору более опытной хозяйки дома, но без теплого тельца дочки у сердца чувствовала себя неуютно, поэтому незаметно попросила мужа свернуть визит поскорее.
Прошло полгода. Аня освоила еще пару видов слингов, стала обладательницей первой стопочки, малышка росла довольной и здоровой. Как-то в выходной к ним в гости пришли Маша с мужем.
Аня, отложив дочку на развивающий коврик, весело хлопотала по хозяйству, накрывала на стол, мужчины смотрели за компьютером фотографии из последней поездки, а Маша… мрачно сидела на диване, обеими руками прижимая к груди ребенка.
- Что-то не так? – удивилась Аня. – Хочешь, положи его к Насте на коврик, пойдем на кухню, у меня пока там доварится, поболтаем…
- Ну да, - с досадой вздохнула Маша. – Положишь его. Как же! Отойду на секунду, тут же орать начинает. А тяжелый стал… Черт, так старалась к рукам не приучить, и вот!.. А твоя, что, соглашается одна играть? Ну надо же…

О, страшный зверь по имени «Он-к-рукам-приучится!» Какая молодая мама избежала запугивания тобой со стороны более опытных товарок! Поколения и поколения мам с самого рождения малыша старательно занимаются профилактикой, не носят, не берут, не балуют! Не будем кривить душой: иногда действительно встречаются ребятишки, согласные часами спокойно лежать в кроватке или манежике. Но чаще всего, даже если на первых порах и заметен какой-то прогресс, самая строгая дрессировка в стиле приснопамятного доктора Спока не приносит желанного результата. Чем старше становится малыш, тем бескомпромисснее подходит он к теме безотлучного пребывания при маме, тем настойчивее этого требует. В то же время многие слингомамы говорят о том, что такой проблемы не знают: когда малыш в слинге, вопрос вообще не стоит, когда маме нужно побыть одной – дитя спокойно занимает само себя. И даже испытанные годовалые мамсики не ломятся за ними ни в ванную, ни в туалет.

Давайте попробуем разобраться, как это происходит и почему возникает парадокс: «ручной ребенок» чаще всего вырастает именно там, где боятся его вырастить. А там, где носят на руках много и с удовольствием, подросшее чадо зачастую стремится удрать с маминых колен.

Значит, там у нас гнездо?..

Не все слышали о такой классификации, но западные ученые делят живых существ на две крупные категории: гнездовые и выводковые виды. Деление идет согласно особенностям рождения и подращивания детенышей. У гнездовых видов малыши рождаются слепыми, недоразвитыми. Первые недели и даже месяцы жизни они вынуждены проводить в гнезде, у теплого маминого бока. Это, например, котята или крольчата.

 

 

 

Новорожденные выводковых видов появляются на свет почти самостоятельными: они способны с первых часов следовать за мамой и гораздо более развиты.
К какой из этих категорий вы отнесли бы человеческого детеныша? Велик соблазн причислить homo к гнездовым видам, не так ли? Все признаки на лицо: явная беспомощность, недоношенность, потребность во взрослом… И однако же – не так.

Гнездовые виды имеют несколько ярких особенностей, которых лишен человек. Во-первых, гнездовые малыши, оставшись одни, будут молчать как партизаны в засаде, опасаясь привлечь внимание хищника. Во-вторых, у крольчих или тигриц очень калорийное молоко – ведь не исключено, что перерывы между кормлениями будут довольно продолжительными.

Юный хомо сапиенс, оставшись один, немедленно задействует первую сигнальную систему, проще говоря – начнет кричать. И, несмотря на все заветы советской педиатрии, получать голубоватое мамино молоко он желает намного чаще, чем юные тигрята – кое-кто просит есть каждые 20-30 минут.

Эти различия и другие характерные признаки позволили ученым выделить человека, да и других высших приматов в особую категорию – носимые виды. Иными словами, все тело новорожденного приспособлено в первую очередь для того, чтоб его носили на руках!
Если только что родившегося малыша положить к маме на животик, у него немедленно активизируются все существующие рефлексы: он начнет перебирать ручками и ножками, отталкиваться, «кивая» головкой, и поползет вверх, стремясь добраться до груди и там закрепиться.
Он громко плачет, оставшись в одиночестве, потому что на инстинктивном уровне знает: я не на руках – значит, меня потеряли! Придет тигр – сожрет. Надо как можно активнее сигналить: «Мама, я тут, скорее подбери!»

Большая часть клеток кожи, способных к эффективной терморегуляции, находится на спинке, в то время как живот их почти лишен. Это значит, что свернувшись калачиком у мамы на груди,  ребенок точно не замерзнет.
Наконец, вы не обращали внимания на то, что маленькие дети способны с легкостью аплодировать не только ладонями, но и ступнями? Почему у малыша кривые ножки? Только ли из-за того, что в животе у мамы было тесно? Но ведь жеребята растут едва ли в более просторных условиях, а рождаются с прямыми ногами! Ответ прост: такое строение ножек позволяет наиболее качественно вцепиться в мамину шерсть всеми конечностями!

Правда, шерсть мы с вами в процессе эволюции по большей части утратили. Но ее с успехом может заменить… да-да, именно слинг.

Не обмануть доверие

Мы выяснили с вами, что сама природа предназначила малыша для того, чтобы как можно больше времени проводить на руках. Поэтому «приучить к рукам» малыша невозможно в принципе: он уже изначально такой. Можно попробовать пойти от противного и отучить его от рук – но выше мы уже говорили о том, что это, чаще всего, сложно и неэффективно, как и любые попытки поворачивать реки вспять. Более того, не имея возможности реализовать одну из своих основных потребностей, ребенок будет страдать.

Хрестоматийной стала в наше время классификация психолога Эрика Эриксона (Erik H. Erikson), который выделяет восемь основных периодов развития человека. Ученый говорит о том, что именно в первый год жизни у человека формируется базовое доверие к миру. Если эту стадию пропустить, компенсировать ее как-то в последующей жизни невозможно. Именно отсюда растут ноги у всевозможных «комплексов» и «трудностей характера». Иными словами, говоря упрощенно, человек, у которого сформировано базовое доверие к миру, может просто не замечать неприятности, считая их мелочами жизни. Если же оно не сформировано, каждая проблема выбивает из колеи, переживается остро и болезненно.
Формирование базового доверия, по Эриксону, основано на соответствии реальности бессознательным ожиданиям и чувству безопасности, а именно — на постоянном присутствии мамы в зоне досягаемости.
Новорожденный не имеет чувства времени: если мамы нет с ним сейчас, он не может знать, что она скоро вернется. Он не знает, что происходит, не чувствует себя в безопасности. Ему холодно и страшно. Каждая минута оборачивается вечностью, некоторые исследователи говорят о том, что малыш испытывает фрустрацию и чувство, похожее на умирание. Оставленный один в кроватке, он долго плачет, пока не уснет, но сон этот вряд ли можно назвать спокойным: скорее, это защитная реакция организма на стресс. И с каждой новой маминой отлучкой чувство опасности все сильнее, а уровень доверия – все ниже…

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей как-то повлиять на мамино решение не брать его на руки лишний раз. Но человек растет и замечает, что если требовать яростно и последовательно, мама рано или поздно сдается.

Вот здесь-то и приходит время разводить руками: как же так, столько сделала, чтоб не приучать, а он все равно привык.

В то же время малыш, который с рождения много времени проводит у мамы на руках, постоянно находится в наиболее благоприятной, комфортной, доброжелательной обстановке. Он слышит привычный звук маминого сердцебиения, ощущает ее ласковое тепло, в любой момент может приложиться к груди, а совсем скоро начинает заглядывать в милые глаза. Ему хорошо. Он доверяет маме – и миру.


Поэтому, когда, подрастая, он чувствует желание покорять просторы вселенной, «ручной ребенок» отпускает маму бесстрашно. Если она до сих пор всегда была рядом, то с чего же сейчас ей не доверять? Агукну – придет, а пока... что это у вас там за блестящая штучка вооон там?..

 

А как же опыт прошлых поколений, спросите вы? Как же мамы и бабушки? Неужели они сознательно пытаются учить нас плохому?
Конечно же, нет. Мы обсудили с вами особенности развития человека, присущие ему как биологическому виду. А существуют еще и культурные традиции, сформировавшиеся под влиянием многих внешних условий.
Если маме надо уйти на полдня в поле или на завод, куда нельзя брать с собой младенца, – у нее нет выбора, носить или нет. Ей придется запеленать, положить в люльку и приложить все усилия, чтоб  не выбрался и не причинил себе вреда.
Отсюда и стремление мамы как можно раньше освободить руки, не задумываясь о выводковых, гнездовых и носимых типах, кривых коленках и теории Эриксона.

Но владея информацией, каждая мама сама может решить, на что тратить силы в первые месяцы: бороться с природой во славу достижений цивилизации или сделать ее своей союзницей, мягко адаптировавшись к новым условиям своей жизни и проведя эти дни так, как высший разум планировал изначально для homo sapiens.

Екатерина Сокольцева, Иркутск,
слингоконсультант
Член Лиги слингоконсультантов России
Выпускник Школы слингоконсультирования
Участник курсов Trageschule в России (основной курс, продвинутый курс)