Отказное поведение в вопросах и ответах

 

Что делать, если ребенок «не сидит в слинге»? Согласно исследованию, проведенному Лигой слингоконсультантов, с протестным поведением сталкивались 96% родителей, осваивающих слинг. При этом распространенный тезис «чем раньше начать носить, тем меньше вероятность отказа» не совсем соответствует действительности: примерно треть случаев приходится на ситуации, когда протест возникал уже в процессе состоявшегося ношения.
Заранее бояться отказа и считать его препятствием для использования слинга оснований нет: лишь 2% опрошенных родителей признались, что так и не смогли помочь малышу адаптироваться к слингу и в итоге выбрали другие варианты ношения. В 98% случаев опыт оказался удачным.
Понимание причин возникновения отказного поведения и применение несложных техник адаптации поможет родителям достичь успеха с наименьшими временными и психологическими затратами.

0. Обязательно ли звать консультанта?

Нет, не обязательно. Ряд родителей успешно осваивает слингоношение самостоятельно. Однако если вы испытываете дефицит информации, не уверены в собственных силах и компетенции, привлечение специалиста может стать хорошим вариантом. При этом следует учесть, что консультант может помочь определить причины протеста и подобрать технику адаптации, однако работать с ней вам придется самим.

1. Причины протеста.
1.1. Взгляд со стороны ребенка. Почему он не хочет?

Все причины отказного поведения можно условно разделить на две группы: «слинговые» и «неслинговые». В первую попадут те, которые непосредственно связаны с использованием переноски и создают малышу физический дискомфорт:

Слинговые причины
·         Неудобная одежда для слингоношения (слишком жарко, сдавливает, тянет).  Выбор слингогардероба не исчерпывается необходимостью надевать штанишки, а не ползунки. При формировании М-позиции ткань может сдавливать не только ступни, но и врезаться в подколенки, промежность.  Свобода движения в этих трех точках - вот цель мамы, которая хотела бы обеспечить своему "пассажиру" комфорт в слинге.

·         Неверный выбор слинга (слинг не подходит по модели, размеру, материалу).
·         Огрехи намотки.

Неслинговые причины – те, которые имеют косвенное отношение к слингу, по большей части, связанные с психикой малыша. Слинг в этом случае выступает только «лакмусовой бумажкой», которая делает проблему заметной, но сам по себе не отторгается. Он перестает вызывать у ребенка негативную реакцию, как только устраняется основная причина плача.

·         Недостаточная частота и продолжительность пребывания на руках без слинга. Если ребенка берут на ручки только для того, чтоб успокоить, когда он плачет, нередко в мозгу малыша возникает обратная взаимосвязь: «я заплакал – меня взяли на ручки» превращается в «меня взяли на ручки – я заплакал». Новорожденный еще не способен устанавливать причинно-следственные связи, и события, происходящие одномоментно, могут тасоваться вот таким странным на взгляд взрослого человека образом.
·         Непривычность положения. Маленький ребенок консервативен по своей природе, все новое и непривычное он априори воспринимает как враждебное и старается вернуть себе чувство безопасности, оказавшись в знакомой ситуации. Если малыша до использования слинга ни разу не носили в характерном «слинговом» положении, сама поза, которую ему приходится принимать в переноске, может оказаться раздражающей.
·         Неудовлетворенные потребности. Довольно часто случается, что ребенок плачет в слинге из-за физиологических потребностей: он проголодался, хочет облегчиться или сменить позу… Помогите малышу, и проблема мгновенно решится. При освоении слинга уделите внимание не только самому процессу намотки, но и быстрому доставанию из слинга и подстраиванию намотки под нужды ребенка.

1.2. Взгляд со стороны взрослого.  Почему он не может?
Было бы ошибкой утверждать, что корень отказного поведения кроется лишь в ребенке. Слингоношение - новый навык, который предстоит синхронно освоить двум людям, и проблемы второго члена пары могут иметь решающее значение.

Причины отказа со стороны мамы
·         Слабое владение техникой намотки.
·         Неуверенное ношение ребенка на руках даже без слинга.
·         Психологические проблемы.

Первые две причины вряд ли требуют развернутого комментария: понятно, что если человек пытается одновременно контролировать два процесса (держать малыша и наматывать слинг), выполнять новую для себя задачу, находясь при этом в состоянии стресса (мама боится уронить малыша, боится ему навредить), это вряд ли способствует успеху. В свою очередь «пассажиру» передается тревога носящего, а это  вызывает плач и беспокойство. В то же время это, пожалуй, наиболее легко решаемые проблемы.

2. Психология отказа

2.1. Может ли отказ говорить о серьезных проблемах?


В то же время третья группа причин, которые мы условно обозначили как психологические, могут стать серьезным препятствием и потребовать вмешательства специалистов другого профиля: психологов и медиков.
Дело в том, что протестное поведение ребенка может быть индикатором психологических проблем в паре мама-малыш. Скрытое (или даже явное) нежелание брать ребенка на руки, неприятие мамой своей новой роли, послеродовая депрессия – все эмоции, даже если женщина пытается контролировать себя, малыш ощущает на интуитивном уровне. Его не хотят носить – он в ответ не хочет, чтоб его носили. Тем не менее, с такими случаями можно успешно работать. Наиболее эффективным может быть трехстороннее сотрудничество, с привлечением и психолога (врача), и консультанта.

2.2. Существуют ли «неслинговые дети»?

Да, существуют. Чаще всего это дети, которые в силу проблем со здоровьем подключены к сложной медицинской технике, не позволяющей разместить малыша в слинге и вообще взять его на руки. Кроме того, встречается обостренная чувствительность кожи, когда дети отвергают любую ткань на своем теле, и другие подобные ситуации. В этом случае необходимо тщательно взвесить, насколько принципиальным является для вас использование слинга – не исключено, что адаптация потребует от родителя огромного терпения и затрат времени, и, возможно, есть смысл выбрать другой способ общения с малышом. Если же вы твердо решили, что слинг вам нужен, не стоит стремиться к активному слингоношению. Успехом следует считать даже кратковременное, эпизодическое применение переноски.
Отдельный вопрос - медицинские ограничения для слингоношения со стороны ребенка.  Малыш может испытывать дискомфорт из-за плохого самочувствия во время болезни. В этом случае маме нужно быть внимательной: если это "колики" или "зубки",  слинг может облегчить состояние ребенка, успокоить, согреть, помочь расслабиться. Однако возможна и обратная ситуация, когда ребенку в конкретный момент времени необходима поза, не сочетающаяся со слингом (самый распространенный пример - ношение вниз животом на руке при вспучиваниях живота).
Если ребенок имеет те или иные особенности здоровья, требующие лечения, получите рекомендации слингоконсультанта, имеющего опыт работы с такими детьми и обсудите их с лечащим врачом.

2.3. Слинг для ребенка или ребенок для слинга?

Первое, о чем нужно помнить – слинг не только средство транспортировки, но и способ установить и укрепить психическую связь между мамой и ребенком. Главное, к чему мы стремимся – физический и психологический комфорт участников этого процесса. Поэтому адаптация должна идти как можно более мягко и плавно, постепенно и ненасильственно.
Кроме того, нужно учесть, что для успешного развития малышу достаточно просто находиться у мамы на руках, без всяких переносок. Слинг необходим в первую очередь маме, так как облегчает ее жизнь, делает уход за малышом менее энергозатратным.

3. Адаптация к слингу

Прежде чем выбрать технику работы с отказным поведением, необходимо понять, что именно его вызывает.

3.1. Как определить причину отказа?

·         Проанализировать свое поведение и мысли во время плача малыша. Как и что я делаю? Какую реакцию получаю?
·         Перебор потребностей: как только ребенок заплакал на руках, поочередно быстро предложить ему грудь, туалет, попробовать укачать и т.д.
·         Оценить свою уверенность при ношении ребенка без слинга.
·         Проанализировать способы обычного ношения ребенка и их соответствие положению в слинге.
·         Выявить возможные огрехи намотки и одежды, оценить качество и уместность конкретного слинга – внимательно изучив статьи на тему, пригласив консультанта и пр.

3.2. Как помочь малышу адаптироваться к слингу?

Солидная часть проблем с протестным поведением уходит, как только мама опознала и устранила причину: условно говоря, достаточно снять неудобные штаны или дать грудь, чтоб отказ отошел в область истории. Однако в остальных случаях работа с отказом потребует времени и дополнительных усилий.

3.3. Работа с причинами отказа

·         Замена одежды, выбор другого слинга.
·         Совершенствование техники намотки.
·         Тренировки без ребенка, с куклой или муляжом.
·         Применение техники постепенной адаптации (техники незавершенной намотки) (см. далее).
·         Тайм-аут на две недели (см. далее).
·         Освоение слинга в движении (см. далее).
·         Ношение ребенка без слинга на руках в слинговой позе.
·         Развитие собственных навыков ношения ребенка, движения с ним.
·     Освоение слинга только в спокойном настроении (важно и для мамы, и для малыша).
·         Удовлетворение потребностей. Кормление грудью не только ради насыщения, но и ради психологического комфорта.

3.4. Что такое Техника постепенной адаптации?

Техника постепенной адаптации, или техника незавершенной намотки – способ, предложенный российским слингоконсультантом Юлией Фадеевой. Суть метода заключается в том, что взрослый не стремится закончить намотку, а останавливается на середине ее второго этапа,  продев ножки малыша в жгут (намотка слинг-шарфа «Крест над карманом) или имитируя подобное положение в других видах слинга). Оставшиеся концы слинга фиксируются, и взрослый какое-то время носит ребенка так, придерживая его руками, общаясь с малышом. Через несколько минут ткань начинают постепенно, по несколько сантиметров за прием, натягивать на спинку ребенка, до тех пор, пока это не вызывает протеста. Если малыш начинает плакать, ткань снова приспускают. Как правило, в течение нескольких дней удается приучить ребенка к пребыванию в кармане слинга и характерной позе, а затем уже перейти к завершающей, фиксирующей фазе намотки.

 

 



3.5. Зачем брать тайм-аут?

Если мама пришла к выводу, что отказное поведение вызвано неправильными действиями с ее стороны или у ребенка уже закрепился стойкий протест, (он может начинать плакать при одном виде слинга), стоит сделать перерыв на две недели, а затем начинать адаптацию с нуля, корректируя свои действия с учетом новых знаний. Этого времени должно хватить для того, чтобы малыш полностью забыл полученный негативный опыт. То же самое можно рекомендовать, если протест вызывает, например, ношение лицом ко взрослому в случае с закрепившейся привычкой к ношению лицом в мир. Время перерыва можно потратить с пользой, совершенствуясь в это время в искусстве наматывать слинг без ребенка и доводя этот навык до автоматизма.

3.6. Зачем нужно движение?

Практика показывает, что достаточно большое количество детей очень позитивно воспринимают движение в слинге и, напротив, начинаются беспокоиться и ворчать, как только мама присела. Знание этой особенности может стать подспорьем в период адаптации: многие малыши привыкают к слингу быстрее и проще, если мама начинает ходить, раскачиваться на фитболе или просто выполнять обыденную домашнюю работу (мыть посуду, развешивать белье). Сюда же можно отнести рекомендацию “смените дом на улицу”: многие дети после 1,5-2 месяцев не готовы проводить много времени дома в слинге, но с удовольствием и подолгу ездят на маме на свежем воздухе.

4. «Внезапные» отказы

Все вышесказанное в большей мере относилось к периоду адаптации при первоначальном использовании слинга.
В тоже время нередко встречаются ситуации, когда малыш, ранее успешно освоивший слинг, внезапно начинает демонстрировать резкий протест.
Причиной такого отказа чаще всего служат скачки развития, то есть дело опять же в неудовлетворенных потребностях – вернее, потребности ребенка изменились, а мама продолжает предлагать ему уже не подходящие способы ношения.

4.1. В каком возрасте вероятны «внезапные отказы»?

·         В 3-5 месяцев
·         Около 1 года

4.2. Как работать с таким отказом?

Менять или корректировать способ ношения. Например, позволять малышу освободить ручки, пересаживать его с материнской груди на бедро или за спину, увеличивая обзор.

5. Сроки и цели

5.1. Как долго будет продолжаться адаптация к слингу?


Формирование устойчивого навыка  может потребовать от двух недель до месяца.

5.2. Нужно ли стремиться носить во что бы то ни стало?

Нет, не нужно. Любое кратковременное, непродолжительное ношение, если оно на радость и маме, и малышу, принесет больше пользы, нежели насильственное преодоление трудностей из принципа. Помните – ваша главная цель – укрепление духовной связи мамы и ребенка, их обоюдная радость и удовольствие.

Екатерина Сокольцева, Иркутск, 2014. Фото автора.